ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие системы дошкольного воспитания и обучения – важное направление государственной политики Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение как первоначальное звено системы непрерывного образования создает условия для раннего развития детей.
В настоящее время разработана новая Модель развития дошкольного воспитания и обучения. Модель ориентирована на гармоничное сочетание национальных подходов с современными теориями целостного развития детей дошкольного возраста от 1 года до приема в 1 класс. Идет процесс изменения требований к организации условий развития детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим, пересмотр нормативных правовых актов с приведением их в соответствие с мировой практикой.
Одной из главных задач Государственной программы развития образования и науки на 2020-2025 гг. (далее – Госпрограмма) в сфере системы дошкольного воспитания и обучения является расширение доступа детей раннего возраста к качественному дошкольному образованию, как успешному старту в жизни каждого ребенка. В Госпрограмме вопросы раннего развития детей представлены в обзоре политик стран организаций экономического сотрудничества и развития. (ОЭСР) «Согласно рекомендациям экспертов ОЭСР, Казахстану необходимо уделить особое внимание детям раннего возраста и активно продвигать дошкольное образование для детей младше 3 лет.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что охват детей раннего возраста (от рождения до 3 лет) дошкольным воспитанием и обучением составляет лишь 42,7 %. (данные НОБД на 01.10.2020г). Значительное сокращение ясельных групп в дошкольных организациях в 90-е годы ХХ века сказывается и по настящее время. По разным причинам некоторые дети, не могут посещать дошкольные организации. Для обеспечения им равных стартовых возможностей имеются альтернативные формы получения дошкольного образования. К таким формам относятся:
– организация консультационных пунктов, группы кратковременного пребывания;
– институт «Социальных нянь» на дому;
- мини-центры с различными видами направленности и др.
Деятельность альтернативных форм обучения осуществляется в рамках требований отечественных нормативных документов, регламентирующих их деятельность. В действующем Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения (далее- ГОСДВО) представлен перечень умений и навыков воспитанников от 1 года до 6 лет.
Создание консультационных пунктов направлено на поддержание многодетных, малообеспеченных семей и семей воспитывающих детей-инвалидов, на улучшение быта и финансового положения семьи, снижение родительской нагрузки, повышение качества жизни мам.
Функционирование консультационных пунктов при дошкольных организациях предусматривает воспитательно-образовательную работу не только с детьми, но и с их родителями.
Целью методических рекомендаций является оказание методической помощи руководителям и педагогам дошкольных организаций, на базе которых планируется открытие консультационных пунктов для детей раннего возраста, не охваченных дошкольным образованием.
Задачи:
- реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование;
- создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации;
- обеспечение полноценного развития детей, их социализацию в общении в среде сверстников и взрослых;
- развитие новых форм дошкольного образования, направленные на оказание помощи родителям, имеющих детей младенческого и раннего возраста;
- оказание консультационной помощи родителям в вопросах ухода, и развития детей дошкольного возраста;
Ожидаемые результаты:
- развитие психических процессов в соответствии с возрастом;
- адаптация к условиям детского сада, что позволит детям раннего возраста стать более самостоятельными и уверенными в себе;
- обеспечение ранней социализации детей;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания и развития ребенка в семье;
В работе представлены нормативно-правовые документы, регулирующие работу консультационных пунктов дошкольных организаций, в частности, порядок их открытия, основные этапы развития детей от 1 года до 2-х лет, план работы и т.д.
Данная работа будет полезна руководителям, методистам, педагогам дошкольных организаций и родительской общественности в вопросах ухода, воспитания и развития детей раннего возраста через альтернативные формы обучения.