Меню KDT

logo.jpg?_=1677646637

КГУ «Ильичевская средняя школа» КГУ «Отдел образования Тайыншинского района» КГУ «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области»
  • kz
  • ru
  • Приказ 377

    Дополнение к приказу 377

    Методические рекомендации к порядку деятельности психологической службы в организациях образования среднего образования

     

     

    1 Правила деятельности психологической службы в организациях образования среднего образования утверждены приказом и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377 «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования».

    Психологическая служба в организациях среднего образования (далее –Психологическая служба) – коллегиальный орган организации образования, деятельность которого направлена на сохранение и укрепление психологического благополучия участников образовательного процесса, оказание в процессе обучения социального, психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся и воспитанников с учетом индивидуальных возможностей, и особых потребностей.

    2.Цель Психологической службы – системная организация психолого-педагогического сопровождения, направленная на создание психолого-педагогических и социальных условий для успешного обучения, развития, социализации обучающихся и формирования осознанного выбора профессиональной образовательной траектории.

    3.Задачи Психологической службы:

    • психолого-педагогический анализ ситуации развития обучающихся и воспитанников в процессе обучения, выявление основных проблем и причин их возникновения, определение средств их разрешения, а также создание безопасной среды для педагогической деятельности коллектива;
    • мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения; содействие индивидуализации учебной деятельности обучающихся и воспитанников;
    • содействие выполнению требований государственного общеобязательного стандарта образования к результатам обучения с учетом индивидуальных особенностей и особых потребностей обучающихся;
    • разработка и внедрение индивидуально развивающих и коррекционно-развивающих программ, направленных на преодоление проблем в социальной безопасности, психологическом здоровье и профилактику деструктивных форм поведения, трудностей в адаптации, обучении и воспитании у обучающихся и воспитанников;

    5) содействие развитию способностей и формированию у обучающихся и воспитанников универсальных учебных навыков к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

    6) содействие участникам образовательного процесса в воспитании и формировании принципов взаимопомощи, эмпатии, ответственности, уверенности в себе, способности к принятию решений, активному социальному взаимодействию без ущемления прав личности участников образовательного процесса;

    7) распространение и внедрение в практику деятельности организации образования научных и практико-ориентированных достижений в области психолого-педагогического, социального сопровождения;

    8) обеспечение междисциплинарного, командного взаимодействия педагогов и специалистов, оказывающих психолого-педагогическое сопровождение участникам образовательного процесса для создания эффективных условий социализации обучающихся и воспитанников, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом их индивидуальных возможностей и особых потребностей;

    9) взаимодействие с коллегиальными органами организации образования и заинтересованными органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел.

    1. Принципы психолого-педагогического и социального сопровождения:

    1) соблюдение профессиональной этики;

    2) эмпатия и уважение к личности ребенка;

    3) учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося и воспитанника;

    4) интеграция психологического и педагогического знания;

    5) конфиденциальность информации с соблюдением прав и интересов ребенка;

    6) исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;

    7) научность, комплексность, последовательность, поэтапность и непрерывность сопровождения обучающихся и воспитанников в образовательном процессе.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26513) «Об утверждении правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования»:

    1) на уровне класса (группы) в рамках компетенций педагога на постоянной основе в отношении всех обучающихся и воспитанников: адаптация образовательной среды, использование вариативных методов и приемов обучения, индивидуальных учебных средств и материалов для оценки достижений с учетом особых образовательных потребностей, в том числе, связанных с поведенческими и эмоциональными особенностями и индивидуальными возможностями;

    2) на уровне организации образования с привлечением специалистов, осуществляющих социальное, психолого-педагогическое сопровождение к процессу решения проблем, предполагающее более систематический сбор информации, временную (на четверть, на учебный год) постоянную адаптацию учебных программ, обучение по индивидуальным учебным программам, разработка и реализация индивидуальных развивающих программ, использование специальных методов и приемов обучения, индивидуальных учебных средств и материалов для оценки достижений обучающихся и воспитанников;

    3) на уровне организации образования с привлечением узких специалистов извне (сурдопедагог, тифлопедагог, клинический психолог и другие), в случае, если особые образовательные потребности обучающихся и воспитанников являются серьезными и (или) постоянными и требуется специальная поддержка.

    1. Методическое руководство психологической службы, в том числе расположенной в районах (городах областного значения), обеспечивают местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы.
    2. В компетенции педагогов психологической службы, входят знания и опыт по общей, педагогической, специальной и возрастной психологии, что предусматривает их психолого-педагогическое участие, профессиональную ответственность, вовлеченность и поддержку в социальном и психолого-педагогическом сопровождении, процесса учебной деятельности обучающихся и воспитанников, развитии личности;
    3. Психологическая диагностика, консультирование и тренинги (групповые, индивидуальные) с обучающимися и воспитанниками проводятся с письменного согласия родителей или иных законных представителей.

    Информирование родителей или иных законных представителей о планах работы по психолого-педагогическому сопровождению оформляется протоколом родительского собрания класса в начале учебного года согласно приложению 1.

    В случае отказа, родитель или иной законный представитель предоставляет заявление об отказе в свободной форме.

    Согласие родителей на проведение индивидуальной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения оформляется согласно приложению 2.

    1. Руководитель организации среднего образования в деятельности Психологической службы:

    1) издает приказ о деятельности психологической службы и утверждает план работы психолого-педагогического, социального сопровождения обучающихся и воспитанников на учебный год;

    2) утверждает состав и должностные обязанности специалистов, входящих в состав психологической службы;

    3) обеспечивает условия для повышения квалификации специалистов, входящих в состав психологической службы;

    4) заслушивает и утверждает аналитический отчет о деятельности психологической службы и специалистов, входящих в состав психологической службы;

    5) обеспечивает психолого-педагогическое, социальное сопровождение обучающихся и воспитанников, родителей и иных законных представителей в вопросах воспитания и развития.

    6) на основе оценки особых образовательных потребностей или рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций руководитель организации образования утверждает список обучающихся и воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогическом, социальном сопровождении, индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, включающие индивидуальные учебные планы, индивидуальные/адаптированные учебные программы, индивидуально развивающие программы специалистов.

    1. Заместитель руководителя организации среднего образования в деятельности Психологической службы:
    • организует деятельность психологической службы по психолого-педагогическому и социальному сопровождению обучающихся и воспитанников, определяет время и место проведения диагностических мероприятий в образовательном процессе;
    • ведет мониторинг эффективности результатов сопровождения, динамики социализации, развития и учебных достижений обучающихся и воспитанников;
    • координирует взаимодействие психологической службы с заинтересованными государственными органами и организациями, представителями общественности и правоохранительных органов, представителями родительской общественности, попечительского совета.
    1. Педагог-психолог в деятельности Психологической службы:
    • проводит психолого-педагогическую диагностику состояния обучающихся и воспитанников в соответствии с планом работы на учебный год и согласия родителей или иных законных представителей, оформленного протоколом родительского собрания в начале учебного года;
    • выявляет и оценивает особые образовательные потребности обучающихся и воспитанников на основе наблюдений, углубленного обследования, сведений, полученных от родителей или иных законных представителей, изучения заключений и рекомендаций специалистов психологической службы и психолого-медико-педагогической консультации;
    • информирует родителей и администрацию организации образования при возникновении рисков поведенческих и эмоциональных проблем, деструктивных форм поведения, нарушений воспитания в семье и детско-родительских отношений, негативных воздействий информационной среды в соответствии с подпунктом 3) пункта 14 Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
    • на основании запроса администрации и согласия родителей или иных законных представителей, проводит психологическое исследование личности обучающегося и воспитанника, дает оценку психоэмоционального состояния ребенка и при необходимости проводит индивидуально-развивающие занятия с целью оказания своевременной психологической помощи;
    • участвует в проведении мероприятий по повышению психолого-педагогических компетенций с участниками образовательного процесса и содействует внедрению эффективных способов, методов и технологий обучения, развития и социализации обучающихся и воспитанников;
    • участвует в профилактике возникновения деструктивного поведения обучающихся и воспитанников и при необходимости разрабатывает рекомендации участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социализации;
    • по запросу совместно с классным руководителем составляет психолого-педагогические характеристики и заключения по материалам психологических исследований;
    • оказывает консультативную помощь участникам образовательного процесса по вопросам обучения, развития, воспитания и социализации обучающихся и воспитанников.
    • определяет формы и методы диагностической, индивидуальной консультативной, развивающей работы с обучающимися и воспитанниками, используя научно-обоснованные методики и технологии;
    • ведет мониторинг динамики изменений психологического состояния обучающихся и воспитанников;
    1. Социальный педагог в деятельности Психологической службы:

    1) изучает психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, социальные условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, нарушения в поведении обучающихся, воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

    2) определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем обучающегося и воспитанника, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав и свобод личности обучающихся, воспитанников;

    3) выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, семьей и организацией, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

    4) обеспечивает связь между обучающимися, воспитанниками и представителями государственных, общественных организаций и социальных служб;

    5) взаимодействует с педагогами, родителями и иными законными представителями по организационным вопросам обучения, воспитания, социализации обучающихся и воспитанников;

    6) осуществляет контроль над соблюдением прав ребенка в семье и организации образования.

    1. Классный руководитель (куратор) в деятельности Психологической службы:
    • осуществляет взаимодействие в системе «школа (колледж) -обучающийся-родитель»;
    • изучает индивидуальные особенности обучающихся и воспитанников;
    • совместно с психологом доводит до сведения родителей план проведения психологической диагностики на учебный год, оформляя протокол информированного согласия;
    • содействует своевременному проведению психологической диагностики, включая ее в годовой план классных часов; организует последующую рефлексию и представление обобщенных результатов на родительских собраниях;
    • осуществляет анализ состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихся и воспитанников;
    • регулирует межличностные отношения между обучающимися и воспитанниками;
    • содействует общему благоприятному психологическому климату в классном коллективе;
    • оказывает помощь обучающимся и воспитанникам в формировании коммуникативных качеств;
    • содействует сотрудничеству между участниками образовательного процесса.
    • осуществляет контроль за успеваемостью, посещаемостью занятий, внешним видом, эмоционально-психологическим состоянием обучающихся и воспитанников класса.
    1. Специальные педагоги в деятельности Психологической службы:

    1) выявляют и оценивают особые образовательные потребности обучающихся и воспитанников на основе наблюдений, углубленного психологического, нейропсихологического, логопедического, специального педагогического обследования, сведений, полученных от родителей или законных представителях, изучения заключений и рекомендаций;

    2) проводят коллегиальное обсуждение с педагогами и родителями особых образовательных потребностей обучающегося (воспитанника), а также определяют содержание его психолого-педагогического, социального сопровождения;

    3) участвуют в планировании, разработке и составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения;

    4) проводят занятия по индивидуально-развивающим программам (индивидуальные, подгрупповые, групповые) в соответствии с расписанием, утвержденным администрацией организации образования;

    5) консультируют родителей или законных представителей, педагогов по вопросам создания безопасной и психологически комфортной среды обучения, обеспечения условий для качественного образования и осуществляют взаимодействие с педагогами по вопросам реализации индивидуального подхода к обучающимся и воспитанникам;

    6) осуществляют мониторинг эффективности индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников;

    7) планируют психолого-педагогическую диагностику индивидуально- психологических особенностей, обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями на протяжении всего периода обучения;

    8) применяют научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, консультативно-профилактической работы;

    9) по результатам диагностик при возникновении рисков информируют родителей или законных представителей и, при необходимости, направляют к специалистам психолого-медико-педагогической консультации.

    1. Педагог-ассистент в деятельности Психологической службы:

    1) оказывает помощь обучающемуся и воспитаннику с особыми образовательными потребностями в организации образования общего типа в случае, когда их самостоятельная деятельность в процессе обучения ограничена по состоянию здоровья (организует, направляет, помогает включаться в учебный процесс, предупреждает нежелательное поведение, эмоциональные и поведенческие срывы, контролирует поведение обучающегося и воспитанника, учит его самостоятельно овладевать учебными навыками и способствует его социализации);

    2) принимает участие в оценке особых образовательных потребностей обучающихся и воспитанников, в составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения совместно со специалистами Психологической службы;

    3) осуществляет наблюдение и ведет сбор данных об обучающихся и воспитанниках с особыми образовательными потребностями в процессе обучения и развивающей работы;

    4) протоколирует результаты освоения учебной программы, динамики развития учебных, социально-адаптивных (поведенческих) навыков обучающегося и воспитанника;

    5) готовит информацию для мониторинга динамики процесса обучения и социализации обучающегося и воспитанника.

    1. Педагоги-предметники в деятельности Психологической службы:

    1) составляют индивидуальные учебные планы и программы с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей обучающихся и воспитанников;

    2) обеспечивают корректировку способов оценивания результатов обучения (достижений) обучающегося и воспитанника, соответствие критериям оценивания и контрольных заданий согласно его индивидуальным возможностям и особым потребностям;

    3) применяют вариативные, специальные и альтернативные методы и технологии обучения.

    1. Воспитатель интернатной организации в деятельности Психологической службы:

    1) совершенствует содержание, формы и методы воспитательной работы;

    2) способствует реализации прав воспитанников, организует работу с воспитанниками, защищает их законные права и интересы в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

    3) организует работу по профилактике правонарушений среди подростков;

    4) поддерживает связь с родителями или опекунами;

    5) проводит индивидуальную работу с воспитанниками и обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

    1. Продолжительность рабочего времени специалистов, входящих в состав психологической службы устанавливается в соответствии с трудовым законодательством.

    Согласно отраслевому соглашению о социальном партнерстве по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников сферы образования и науки на отраслевом уровне на 2021-2023 годы между МОН и ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников образования и науки» продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогов и научно-педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

    1. Номенклатура дел специалистов психологической службы предусматривает:

    - для педагога-психолога: перечень нормативных правовых актов, план работы, отчеты и аналитические справки, журналы учета групповой и индивидуальной работы, журнал учета консультаций, перечень диагностических методик, документы по работе с обучающимися, воспитанниками или студентами, родителями или иными законными представителями, педагогами (отдельно по категориям);

    - для социального педагога: перечень нормативных правовых актов, план работы, отчеты и аналитические справки, социальной паспорт школы, сведения об обучающихся, документы по работе с семьями обучающихся и воспитанников.

    1. Документация специалистов психологической службы ведется в бумажном или электронном формате.
    2. Не допускается привлечение педагогов-психологов и социальных педагогов к видам работ, выходящим за рамки их профессиональных обязанностей (классное руководство, функции членов администрации школы).
    14.09.2022
    0


    Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь

    Послание
    Президента

    Блог директора "Ильичёвской средней школы"

    В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе?

    Голосовать